Г
лавный архитектор и главный конструктор ПКБ »Горпланпроект» присутствовали на испытаниях и семинаре по системе АРКОС, которые проводились в Санкт-Петербурге 26-27 апреля.

Контрольные испытания проводились статистическим нагружением натурного фрагмента сборно-монолитного каркаса зданий серии АРКОС до разрушения. Целями испытаний были:

  1. Экспериментальная оценка несущей способности каркаса со сниженным расходом металла за счет учета поперечного распора, создаваемого плитами под нагрузкой.
  2. Оценка надежности конструкции каркаса

image.1146748168

Испытания проходили на территории ЗАО «Гатчинский ССК» в г.Гатчина Ленинградской обл. РФ в присутствии представителей органов Государственной экспертизы Северо-западного федерального округа, Москвы и Ленинградской области и более 70 представителей строительной отрасли из различных регионов РФ. Для проведения контрольных испытаний был возведен отдельно стоящий одноэтажный фрагмент каркаса в натуральную величину. Фрагмент состоял из 2-х ячеек размерами в плане по осям колонн 6,8 х 6,4 м с пролетом несущих ригелей, равным 6,4 м. Многопустотные плиты безопалубочного формования «Тэнсиланд» с несущей способностью 6 кПа имели высоту 220 мм и опирались по торцам на несущие ригели посредством бетонных шпонок, размещенных в открытых на 100 ± 10 мм полостях плит.

image.1146817470

Для устройства ригелей были применены бетон класса B25 и арматура класса A500C. Испытания вертикальной нагрузкой фрагмента каркаса осуществлены поэтапным нагружением одновременно обеих ячеек ступенями, до уровней наибольшей временной распределенной нагрузки, соответствующей расчетным по второму и первому предельным состояниям с выдержкой на этих этапах под нагрузкой не менее 30 минут и далее — до разрушения, по методике ГОСТ 8829-94. Полезную вертикальную равномерно распределенную нагрузку создавали штучными грузами в виде фундаментных блоков ФБС24-4-6 ступенями, составляющими 0,1 от ожидаемой разрушающей нагрузки. В процессе испытаний измеряли прогибы ригелей и плит перекрытий – в серединах пролетов, деформации бетона – в пролетных и приопорных сечениях по сжатой и растянутой граням.

Основные результаты испытаний следующие:

При действии на перекрытия фрагмента каркаса нагрузки, соответствующей эксплуатационной и контролируемой по жесткости и трещиностойкости согласно ГОСТ 8829-94 и равной 5,90 кПа (без учета

нагрузки от собственной массы перекрытия) и после выдержки под этой нагрузкой в течение более 30 минут, максимальные прогибы в наиболее нагруженном среднем ригеле составили 13,56 мм, в крайних ригелях – 10,02 и 11,52 мм. Это составляет величину значительно меньшую предельной допустимой и равной L/200 (30 мм) согласно СНиП 2.03.01-84*. В середине ячеек в плитах перекрытия суммарный прогиб составил величину – 16,29 мм и 16,72 мм. Ширина раскрытия трещин не превышала 0,15 мм во всех контролируемых сечениях, что меньше расчетных величин 0,22…0,24 мм и меньше предельно допустимого значения 0,4 мм. Разрушение фрагмента каркаса произошло при нагрузке 12,24 кПа. Коэффициент безопасности составил c=1,37, что превышает требуемый коэффициент безопасности для первого случая разрушения, равный 1,35 согласно ГОСТ 8829-94.

Полученные результаты показали высокую степень прочности, жесткости, трещиностойкости и надежности системы АРКОС. При этом расход арматурной стали на армирование диска перекрытия составил величину 11,5 кг/м2, что является наилучшим результатом среди всех известных каркасных систем зданий.

На следующий день после испытаний был проведен и научно-практический семинар «Сборно-монолитная каркасная система зданий «АРКОС» — основа для массового строительства доступного жилья с современными потребительскими качествами», участниками которого стали около 70 представителей строительных и инвестиционных компаний, проектных и научных организаций.